Этика бизнеса и деловых отношений представляет собой свод правил, которые основываются на традиционных человеческих ценностях и которых придерживаются члены одной организации и партнеры компании. Традиционно деловая этика бизнеса базируется на уважении интересов работников компании, ее клиентов и партнеров. На конкурентов она тоже распространяется и подразумевает неиспользование запрещенных или нечестных приемов в борьбе за нишу в бизнесе.
В зависимости от культуры той или иной страны, этика и этикет в бизнесе будут несколько различаться.
А с точки зрения ислама этика бизнеса – это часть поклонения, так как включает в себя свод правил и законов, соблюдать которые мусульманин просто обязан. Этика в исламе может вносить коррективы, что-то дозволяя, а что-то запрещая вовсе. Очевидно, чтобы торговля и бизнес были выстроены по дозволенной Шариатом схеме, соблюдались законы и принципы Ислама, изучение бизнесменом-мусульманином коммерческого права и исламской бизнес-этики является обязанностью.
Посланник Аллаха (ﷺ) обещал: التَّاجِرُ الصَّدُوقُ الْأَمِينُ مَعَ النَّبِيِّينَ ، وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ «Честный и достойный доверия торговец будет с пророками, праведниками и мучениками» (Тирмизи, Книга Торговли, 1209).
Однако, 3 соподчиненных иерархических уровня при ведении бизнеса в любой стране будут так или иначе присутствовать.
Общечеловеческие ценности, которые регулируют социальную ответственность бизнеса: создание рабочих мест, производство тех или иных благ, забота о служащих и т. д. Что касается этики ведения бизнеса по отношению к покупателям продукции, то она подразумевает высокое качество товара, честность в рекламе, обоснованные цены. Этика по отношению к персоналу компании — это белая зарплата, полный соцпакет, охрана здоровья и т. д. Этичное отношение к партнерам, акционерам и инвесторам — это соблюдение условий договора, своевременная выплата оговоренных сумм, доступ к открытой информации.
Макроуровень или этика бизнеса и деловых отношений в масштабах той или иной отрасли экономики. Это отсутствие дискриминации на рынке труда, соблюдение рыночной конкуренции, уважительное отношение к частной собственности.
Мировой уровень. Это соблюдение этики в отношениях с поставщиками, клиентами, персоналом, акционерами и т. д.
Этика бизнеса имеет отношение не только к компании, которая занимает определенную нишу на рынке, но и к каждому деловому человеку. Этичное поведение не позволит работнику делать карьеру за счет коллег, вводить в заблуждение руководство, некачественно выполнять свои обязанности. Деловая этика предписывает доброжелательное и корректное отношение к сослуживцам, умеренную общительность, соблюдение субординации, пунктуальность, ответственность и т. д.
В Исламе этике и взаимоотношениям между людьми уделяется отдельное место. Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Поистине, я был отправлен, чтобы довести нравственность до совершенства». А также: «В День Воскресения наиболее близкими ко мне окажутся наиболее благонравные из вас». Вопросы этики связаны со счастьем человека в обоих мирах, и являются одними из важнейших вопросов Ислама.
Там, где нет этики, нет религии. Сам Посланник Аллаха (ﷺ) был купцом, и добрая часть благородных примеров поведения торговца вошли в сунну. Аятов и хадисов, регламентирующих правила торговли и ведения бизнеса, где-то обязывающих, а где-то рекомендующих, достаточно много. Этика ведения бизнеса входит в раздел исламского права, который называется муамалят. В отличии от светской этики, исламская этика бизнеса не ограничивается лишь взаимоотношениями между людьми и не является сводом неформальных правил.
Этика бизнеса в Исламе Исламская бизнес-этика – это свод правил поведения предпринимателя-мусульманина, регламентируемых Кораном и Сунной, а также иджтихадом мусульманских ученых.
Автор Качакаева Нурия.