Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) опубликовал итоговый рейтинг влияния региональной элиты за 2017 год, опросив более полсотни экспертов. В числе наиболее весомых фигур Южного Урала назван главный муфтий Уральского региона, председатель регионального Духовного управления мусульман (РДУМ) Челябинской и Курганской областей Ринат хаджи-хазрат Раев. Поднявшись вверх сразу на 55 позиций, духовный лидер уральских мусульман продемонстрировал рекордно высокую динамику роста влияния. И это неудивительно. Духовное управление под руководством Рината Раева активно реализует крупные проекты — религиозные, просветительские, социальные и культурно-образовательные. Одно из самых громких начинаний года — возрождение знаменитого на весь исламский мир медресе «Расулия» в Троицке. Когда завершится реконструкция памятника старины и будут ли востребованы выпускники учебного заведения? Где в области строятся мечети и кто поддерживает проекты финансово? Есть ли в Челябинске настоящий «Халяль» и как РДУМ контролирует его выпуск? Об этом и многом другом — в текстовом интервью с Ринатом Раевым и краткой видеоверсии.
В целом на территории Челябинской области зарегистрировано 130 мусульманских общин под эгидой Центрального духовного управления мусульман России. Примерно в 90% общин имамы осуществляют свои функции практически на общественных началах и не имеют специального образования. В ряде общин наблюдается серьезный дефицит кадров. — Ринат-хазрат, расскажите, какова деятельность духовного управления по возрождению традиционных ценностей ислама?
— Тот курс, который намечен на 2018 год и утвержден на съезде регионального Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей, ориентирован на восстановление и строительство мечетей, укрепление верного понимания ислама. Кроме того, наша магистральная задача и цель — это воспитание кадров. На сегодняшний день в местных региональных мусульманских организациях ведутся лишь начальные курсы. Однако для качественного обучения священнослужителей необходимо специализированное образовательное учреждение — медресе. На «Расулевских чтениях» в прошлом году был утвержден проект возрождения медресе «Расулия», широкого известного не только на Урале и в России, но и в исламских странах. Медресе при пятой соборной мечети в Троицке Оренбургской губернии, а ныне в Челябинской области, действовало с 1884 по 1919 годы. В нем обучались многие выдающиеся деятели литературы, культуры, науки не только России, но и Средней Азии, Северного Кавказа, Казахстана. Проект по реконструкции и восстановлению мусульманского духовного центра уже начал воплощаться. С его окончательной реализацией мы сможем готовить профессиональные кадры на территории Южного Урала. Заметьте, сейчас в УрФО нет ни единого учебного заведения даже средне-специального уровня. Медресе в Троицке сможет заполнить пустующую нишу и закрыть ту потребность в имамах в целом для всего Урала.
Медресе «Расулия» было основано в 1883 году в татарской слободке Троицка известным башкирским религиозным деятелем Зайнуллой Расулевым. Здание бывшего медресе «Расулия» — объект культурного наследия регионального значения.
— Каким образом происходит обучение священнослужителей сейчас?
— Многие учатся и в российско-исламском университете в Уфе, и в Казани, и в булгарской исламской академии Республики Татарстан. Однако эти учебные заведения не в состоянии покрыть тот кадровый голод, который существует в регионах в духовных управлениях и мечетях. У нас в региональном духовном управлении более 100 общин. Из них максимум 10% имеет религиозное образование. Все наши священнослужители получили начальное образование при мечетях либо перенимали знания у своих дедушек и бабушек, то есть занимались самоучительством. Сегодня важно, чтобы мы восполнили востребованность кадров в мечетях, чтобы священнослужители несли те традиционные ценности, которые несет наша конфессия в целом. Возрождение медресе «Расулия» в Троицке — это важный и необходимый шаг для развития религиозного образования и просвещения в регионе, подготовки квалифицированных отечественных кадров духовенства на основе традиций и опыта прославленного медресе.
— Медресе — это учебное заведение средне-профессионального уровня. Будет ли у его выпускников возможность продолжать образование?
— Да, те, кто окончит среднее звено — освоит уровень специалистов, при желании сможет продолжить образование в названных вузах. Будучи ректором Российского исламского университета в Уфе, всецело поддерживаю меры по выстраиванию системы исламского образования, куда в будущем войдет и наше восстановленное медресе.
— Идея возрождения медресе существовала давно. Почему такая возможность появилась только в прошлом году?
— Система образования диктует свои требования. И прежде всего они касаются технических параметров: должна существовать необходимая для учебного учреждения инфраструктура. Мы предпринимали попытки организовать медресе при мечети в Копейске. Но, увы, из-за несоответствия здания проект не был реализован. Строить новое сооружение — слишком дорогостоящий проект, таких средств нет. И вот как раз в прошлом году на «Расулевских чтениях» было принято решение возродить знаменитое во всем мире медресе Зайнуллы Расулева. Старт проекту был дан тем летом при поддержке правительства Челябинской области и непосредственно главы региона Бориса Дубровского, который лично курирует ход реставрационных работ. Губернатор уверен, что восстановление медресе — важный шаг в вопросе сохранения культурного и духовного наследия региона.
— Стоимость проекта более 40 миллионов рублей. Вам уже удалось собрать и освоить половину суммы. Помимо помощи региональных властей, насколько активно бизнес оказывает финансовую поддержку?
— Конечно, хотелось бы отметить участие простых прихожан — частных лиц и предпринимателей, участвующих в процессе восстановления медресе. Многие фирмы Челябинска и других регионов страны оказывают материальную поддержку, тем самым внося большой вклад в поддержку традиционных ценностей ислама. Я говорю о таких компаниях, как «Южуралмост», «Вектор Права», «Континент», «Здоровая Ферма», «Регион Инвестиции» и другие. К примеру, со «Здоровой Фермой» мы начали сотрудничать еще с производства халяльного мяса птицы. Сегодня огромный вклад в реконструкцию здания внесли и сотрудники организации, и лично владелец предприятия. Мы знакомы с Владимиром Акаевым и знаем, что он является глубоко верующим человеком, поддерживающим духовное развитие и просвещение в исламе. Он не равнодушен к проблеме подготовки кадров, так востребованных в духовной сфере. Потому-то Владимир Акаев и инициировал оказание помощи и тем самым показал, как важно сохранять духовный и культурный опыт региона.
— Ринат-хазрат, речь ведь идет не только о формальном, внешнем, возрождении медресе, но и о становлении духовно-образовательного института. Какова будет его образовательная программа, в чем будет уникальность?
— В свое время Зайнулла Расулев ввел новометодный способ обучения, мы тоже будем новаторами. У нас в регионе в отличие от других областей будут выпускать не только религиозных деятелей, то есть служителей мечетей, но и дипломированных специалистов сельскохозяйственного профиля. Мы сотрудничаем с Южно-Уральским аграрным госуниверситетом, благодаря чему наши студенты смогут получить и светское образование. Смысл в том, чтобы будущие выпускники медресе имели какую-либо профессию. Многие имамы смогут параллельно заниматься пчеловодством, овощеводством, ветеринарией, чтобы впоследствии иметь дополнительный доход для содержания семьи.
— Когда будет первый набор?
— Мы не отменяем намеченные планы. С начала этого учебного года намерены запустить медресе, и как раз седьмые «Расулевские чтения» будут приурочены к этому событию.
«Расулевские чтения» — это всероссийский научный форум, который проходит в небольшом городке Троицке, начиная с 2012 года. Пятая конференция по составу участников была не только всероссийской, но и международной. На чтениях прошлого года присутствовала солидная делегация из Казахстана, выступал шейх из Иордани.
— Какие еще проекты 2017 года получат продолжение в ближайшем будущем?
— Сегодняшний день всех нас обязывает уделять больше внимания вопросу духовного образования и просвещения, воспитания молодежи в религиозных учреждениях и не только, в целом в повседневной жизни. По всему региону активно развиваются общины и строятся мечети. В Магнитогорске возводится один из учебных корпусов, который будет привязан к медресе «Расулия». В Челябинске начато строительство комплекса медресе, где мы намерены заниматься обучением детей и молодежи, учитывая национальные и культурные традиции мусульманских народов Южного Урала. Из медресе всегда выходили и поэты, и журналисты, и музыканты. Это профили, востребованные и по сей день. Нам важно, чтобы строящийся комплекс позволял воспитывать детей в духе тех ценностей, которые несет традиционный ислам. В крупных городах положено начало этой работы — организованы курсы, летние лагеря, где обучают основам ислама, а по итогам проводят областные олимпиады. Победители таких олимпиад едут в Уфу на всероссийский детский конкурс «Я познаю ислам». Эти проекты мы будем развивать и дальше. Проводятся также курсы повышения квалификацию имамов при мечетях Челябинска, Магнитогорска и Копейска, на базе Соборной мечети в селе Кунашак. Наша задача — построить мостик между прошлым и настоящим, учитывая традиции, заложенные Зайнуллой Расулевым в его медресе, чтобы трудиться во благо народа, который живет у нас на Урале.
— Молодежные образовательные проекты бизнес тоже поддерживает с энтузиазмом?
— Наши бессменные партнеры — это те предприятия, которые не отказывают в помощи по разным вопросам. Если говорить о примере группы компаний «Здоровая ферма», ее владелец охотно вкладывается в обновление Соборной мечети в селе Кунашак. Мусульманский храм получит от Владимира Акаева необходимые средства для завершения ремонта в учебных комнатах мечети. В них будут проводиться семинары по основам религии. Такая вот поддержка — показатель высокой социальной ответственности компании — крупного производителя мяса на Урале.
— На ваш взгляд, что движет людьми в их желании помогать?
— Помочь хотят потому, что людьми все-таки движет вера. Вот почему мы во всех наших храмах и мечетях об этом говорим. Когда у человека есть вера в Бога, он мыслит совершенно иначе, меняется его мировоззрение. Наша глобальная задача не только в мусульманстве, но и вообще во всех традиционных конфессиях — проводить просветительскую работу среди молодежи. Сегодня мы в пилотном режиме совместно с РПЦ осуществляем просветительские проекты с ЮУрГУ, ЧелГУ и ЧГАКИ: встречаемся и беседуем со студентами. Мы видим, как в других регионах уже на протяжении 10 лет успешно проводятся элективные курсы по религиозной этике. Теперь будем аналогичную работу вести в Челябинской области. Ведь когда человек знает свою культуру, свою религию, свою историю, он будет уважать и себя, и других. В исламе просветительскую деятельность мы должны вести активно. Тем самым мы отчасти решаем вопрос, который остро стоит во всем мире — я имею в виду угрозу экстремизма и профилактику проникновения радикальных течений. Важно оказывать противодействие псевдорелигиозным течениям и рассказывать о традиционных ценностях ислама, формировать верное понимание о нашей религии. Особенно это актуально для молодежи: сегодня некоторые могут воспользоваться тем, что молодое поколение не всегда достаточно осведомлено в вопросах ислама. Мы правильно проповедуем и говорим о нормах религии в традиционном ключе. Вот почему еще так важна подготовка кадров.
— Ринат-хазрат, одна из проблем, которые часто озвучиваются в СМИ, — это производство контрафактной халяльной продукции. Чтобы избежать попадания на рынок несоответствующего товара, Муфтият проводит экспертизу на производстве. У нас в регионе есть производители, которым можно доверять?
— Тут стоит обратиться к истории вопроса и попыткам выстроить отношения с птицефабриками региона. Деятельность Духовного управления мусульман тесно связана с производством продукции халяль. Контроль над впуском такой продукции осуществляет специальный комитет по стандарту халяль. Он поддерживает предприятия в организации производства и контролирует весь процесс выпуска продукции. В России мало производителей, которые предлагают покупателям настоящий продукт халяль, особенно если речь идет о мясных изделиях. Более того, многие предприятия выпускают под видом таких продуктов ненастоящий халяль. Но, продавая продукцию под видом халяль, которая таковой не является, они не только обманывают своих покупателей, но и совершают большой грех перед Всевышним Творцом.
Термин «Халяльная пища» для мусульман — это прежде всего верность исламским традициям. Такая маркировка, как халяль, подразумевает, что в продуктах отсутствуют компоненты, которые запрещены к употреблению. То есть, халяль — это экологически чистый продукт, произведенный в соответствии с исламскими нормами. Стоит отметить, что халяльные продукты выбирают и люди других конфессий — те, кто заботится о своем здоровье.Представляете, сколько существует птицефабрик в России? Многие сами приезжали к нам с идеей производить халяль, к некоторым мы выходили с инициативой выпускать дозволенную в исламе каноническую пищу. Ни с одной компанией, кроме «Здоровой фермы», у нас продвижений не получилось. Руководитель этого предприятия в свое время заинтересовался темой выпуска халяльной продукции и жестко озвучил свою позицию — если мы выпускам халяль, будем четко соблюдать все, что для этого надо. Духовное управление озвучило требования к выпуску халяльной продукции мяса птицы. Группа компаний «Здоровая ферма» провела подготовку цехов с нашим участием и заменила конвейеры. Предприятие, в отличие от остальных, не препятствовало присутствию нашего представителя — имама Аргаяшского района — на всех этапах производства — от кормления и выращивания курицы до забоя и попадания мяса на прилавки.
— Насколько оказался востребован такой товар?
— После того, как нам удалось такой проект на площадке «Здоровой фермы» запустить, интерес к продукции вырос на территории региона, в других областях, а также за пределами страны. Дошло до того, что нам в управление звонили и спрашивали, как выйти на поставщика халяльного мяса птицы. Запросы были даже от Татарстана. Ведь слава-то разносится не по телефонному разговору. Люди, которые работают в компании «Здоровая ферма», сами участвуют в производственном процессе и видят, каков он, рассказывают друзьям, соседям. Очень скоро нам стали звонить и спрашивать о производителе, который жестко контролируется комитетом по халялю. Меня радует, что есть компании, которые не хотят вводить покупателей в заблуждение и сознательно отказываются от производства. «Здоровая ферма» некоторое время назад прекратила выпуск мяса птицы халяль. Это связано с тем, что сегодня компания активно развивается и наращивает объемы производства продукции, поэтому пока не готова соблюдать всю сложнейшую цепь действий для производства халяль.
— Выходит, это инициатива владельца группы компаний?
— Это намеренное решение и личная позиция Владимира Акаева. «Здоровая ферма» готова производить только действительно настоящий халяль. Видно, что компания хочет быть честной и открытой для всех покупателей. Для этого нужно соблюдать требования по всему циклу производства, к чему и стремится сегодня «Здоровая ферма». Компания не собирается производить продукт, который только носит название халяль, но по факту таковым не является. Региональное Духовное управление мусульман Челябинской области полностью поддерживает такой подход к производству. В этом отношении показательна история, произошедшая с компанией в прошлом году. Якобы в вареной колбасе производства «Здоровой фермы» были найдены следы свинины. Особенность ситуации была в том, что колбаса называлась «Мусульманской». Этим воспользовалось одно из средств массовой информации и распространило сведения о том, что в «Мусульманскую» колбасу компания добавляет свинину, что не является халяль. Хотя компания и не указывала, что эта колбаса — халяльная. В итоге никакой свинины в «Мусульманской» колбасе, конечно же, не нашли, поскольку ее не было в рецептуре. И у компании «Здоровая ферма» не было задачи обманывать покупателей. Возможно, что это была попытка манипуляции общественным мнением. «Здоровая ферма» отреагировала оперативно — чтобы подобных ситуаций не возникало повторно, компания вообще исключила из своего ассортимента продукцию, вызывающую любые параллели с религией. И это верное решение для ответственного и честного производителя.
— Ринат-хазрат, благодарим вас за беседу.
— В завершении от имени регионального Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей хотелось бы обратиться ко всем людям доброй воли, которые оказывают помощь в восстановлении храмов и мечетей. Важно поддерживать и развивать желание людей помогать в восстановлении культурного облика и опыта региона. Хотелось бы, чтобы, глядя на такие дела, люди участвовали в проектах духовно-нравственного возрождения и подготовки отечественных кадров. Таким образом мы сможем донести до всех людей действительно верное понимание ценностей ислама. Ведь без духовности мы не сможем существовать, вера побуждает человека любой конфессии к добру, веротерпимости, милосердию и состраданию.