Мурабаха — торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары, и продает их другому лицу (покупателю) с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю.
Это один из самых распространённых методов работы, используемый банками в исламских странах, для проведения беспроцентных сделок (исламский закон запрещает ростовщичество, запрещает одалживать деньги под ссудные проценты).
Сравнение мурабахи и потребительской ссуды
Потребительская ссуда является в чистом виде ростовщичеством[1]. Цель западных банков при ссуде — не товар, а рост денег, поэтому ссуду выдают на любой вид потребительства, на любой вид потребительских товаров. Цель исламского банка — товар, деньги только инструмент. Товар должен соответствовать исламским требованиям морали. Поэтому круг товаров, финансируемых исламскими банками значительно уже круга товаров, финансируемых западными ссудными банками.
Другим важным отличием является то, что исламский банк покупает товар только на собственные деньги, те деньги, которые имеются у него в резерве. Западный банк пользуется правом государственной банковской лицензии на создание новых денег и при выдаче ссуд выпускает в обращение (временно, до погашения тела ссуды) новые безналичные деньги в соответствии с правилом частичного резервирования.
1. Мурабаха — это определённый вид продажи, при котором продавец ясно указывает сумму понесённых затрат для приобретения продаваемого им товара и продаёт его другому лицу, делая определённую наценку.
2. Наценка в мурабаха может быть установлена на основе общего соглашения, что может быть выражено как в абсолютном выражении, так и в форме определённого коэффициента, добавляемого к понесённым затратам.
3. Все расходы, понесённые продавцом для приобретения товара, такие как расходы на погрузку, таможенные пошлины и т. п., должны быть включены в общую сумму затрат, на которую должна осуществляться наценка. Однако постоянные расходы бизнеса, такие как выплата заработанной платы сотрудникам, аренда офиса и т. п., не могут включаться в цену отдельной операции. По сути, прибыль, получаемая сверх затрат, служит цели покрытия этих расходов.
4. Мурабаха является действительной только в случае, когда точные затраты на приобретение товара могут быть установлены. Если точные затраты не могут быть установлены, товар не может быть продан на основе контракта мурабаха. В этом случае товар должен быть продан на основе контракта мусавама, то есть без какого бы то ни было упоминания о затратах и прибыли в форме коэффициента/абсолютной наценки. Цена товара в этих случаях должна определяться на основе общего соглашения.
Пример 1.
Лицо А купило пару обуви за 100 рупий. Оно хочет продать их с 10-процентной наценкой. Точные затраты известны. Продажа мурабаха действительна.
Пример 2.
Лицо А купило готовый костюм и пару обуви в результате одной сделки за единовременный платеж в размере 500 рупий. Лицо может продать костюм вместе с обувью по мурабаха. Но продать обувь отдельно по мурабаха оно не может, так как затраты непосредственно на обувь неизвестны. Если лицо хочет продать обувь отдельно, то ему будет необходимо это сделать без разъяснения понесённых затрат и размера наценки.