Хотя мусульмане и ислам у всех на слуху, когда речь идет о политике, о них почти не упоминают, если говорят о космических исследованиях и полетах в космос.
Между тем, мусульман всегда привлекало изучение небес: серьезные открытия в области астрономии были сделаны ими еще в эпоху расцвета мусульманской цивилизации. И хотя новая история знает очень мало примеров участия мусульманских стран в международных проектах по развитию космических наук, теперь эта ситуация, похоже, меняется.
В течение нескольких десятков лет необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами для покорения «последнего рубежа» располагали только США и Советский Союз. Другим странам потребовалось куда больше времени на воплощение мечты о покорении просторов Вселенной. Тем не менее, сегодня к космическому клубу спешат присоединиться многие государства, хотя до сих пор только Китай смог самостоятельно осуществить запуск пилотируемых кораблей.
Хотя Малайзия пока не догнала в этом Китай, она до сих пор остается первым мусульманским государством с официальной программой отправки людей в космос. Полет малазийского космонавта на борту российского корабля Союз ТМА-11 в октябре 2007 года стал возможным в рамках миллиардного российско-малазийского контракта о поставке вооружений.
Шейх Музафар Шукор (Sheikh Muszaphar Shukor), хирург-ортопед из больницы при малазийском университете Кебангсаан, не первый мусульманин, который пересек границу в ста километрах над Землей, считающуюся разделительной линией между атмосферой и космосом. На самом деле, этот рубеж покорили уже восемь мусульман.
Первым мусульманином, побывавшем в космосе, стал саудовский принц Султан бин Салман Абдулазиз аль-Сауд (Sultan bin Salman AbdulAziz Al-Saud). В 1985 году он стал одним из участников миссии STS-51G на борту американского космического шаттла «Дискавери», на котором на орбиту был выведен коммуникационный спутник ARABSAT 1-B. Аль-Сауд стал не только первым мусульманином, но и первым членом монаршей семьи, побывавшим в космосе.
В том же году аль-Сауд участвовал в учреждении Ассоциации Исследователей Космоса – некоммерческой профессиональной организации космонавтов всего мира. В течение многих лет он заседал в правлении этой организации.
Следующим в июле 1987 года полетел сириец Мухаммед Фарис (Muhammed Faris) в составе экипажа советского космического корабля «Союз ТМ-3». Полковник сирийских ВВС, он стал космонавтом-исследователем в экспедиции на советскую орбитальную станцию «Мир».
Через пять месяцев, в декабре 1987 года, в четвертом полете на станцию «Мир» в качестве бортинженера участвовал лакец, полковник советских ВВС Муса Манаров (Musa Manarov). Этот экипаж стал первым в истории, остававшимся в космосе целый год. В декабре 1990 года Манаров совершил второй полет на борту корабля «Союз ТМ-11». На этот раз он провел вне Земли год и три месяца, в том числе 20 часов пребывал в открытом космосе.
Во время его первой миссии, в августе 1988 года на станцию «Мир» прибыл еще один космонавт-мусульманин капитан афганских ВВС Абдул Ахад Моманд (Abdul Ahad Mohmand). Он отправился на орбиту на борту корабля «Союз ТМ-6». Моманд находился на орбитальной станции восемь дней, где проводил эксперименты вместе с другими космонавтами-исследователями. Но, прежде всего, его имя осталось в истории благодаря тому, что он спас миссию и жизнь команды от возможной гибели.
Целые сутки команда оставалась в тесной кабине капсулы, ожидая указаний Центра управления. Наконец, было решено, что для спуска на Землю пилоту нужно блокировать вмешательство навигационной программы. Если бы не Моманд, капсула лишилась бы двигательной установки, и космонавты погибли бы в космическом пространстве.
Следующим мусульманином в космосе стал казах Токтар Аубакиров. В 1991 году он стартовал в космос на борту корабля «Союз ТМ-13» и пробыл в качестве космонавта-исследователя на орбитальном комплексе «Мир» 8 дней.
Талгат Мусабаев, Муса Манаров, Ануше Ансари и Салижан Шарипов входят в список пятидесяти космонавтов, поставивших рекорд по пребыванию в космосе (по данным на 2006 год), они занимают, соответственно, 25-е, 8-е и 48-е места.